На главную

Гульсум ГУБАЙДУЛЛИНА (с. Жуково, Уфимский район, Башкортостан)

СКАЗКА О ЧЕТЫРЕХ ЕЛОЧКАХ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ

Губайдуллина 

… Их сделала хозяйка перед самым Новым годом. Она тщательно вымешивала яичные коробки в тазу с водой, да так, что запаха немытых сырых яиц и кур-несушек уже не осталось и в помине, затем налила чего-то вязкого и липкого. Вдобавок она капнула в воду несколько волшебных душистых капель… О, эти капли — как долго будущие елки мечтали об этом, лежа в картонной жиже! Теперь-то уж они станут настоящими аристократками, думали они и мужественно готовились к отжиму папье-маше.

Хозяйка работала быстро, точными движениями цепких умелых пальцев лепила широкие, пока бесформенные стволы. Когда весь процесс этого ужасного отжима и лепки был пройден, серая безликая масса уже превратилась в четыре основы для елочных фигурок. Первая получилась, как это часто бывает, слегка неуклюжей, ветки были неказисто длинны, а тощая верхушка смотрела немного вбок. Зато она была самая старшая и потому смотрела на остальных свысока. Она ревностно наблюдала, как с каждой новой фигуркой все больше вдохновлялась хозяйка, отчего все изящнее и грациозней выходили ее младшие подружки. «Она даже начала тихонько припевать!» — с возмущением подумала старшая елка. Вторая елочка по задумке хозяйки вышла основательная, с широкой густой кроной, и оттого очень гордая и важная. Ну, ей было отчего важничать — ее ствол хозяйка обернула красивым серебристо-серым жгутом, который мерцал от каждого движения пламени свечи (по правде говоря, жгут был нужен, чтобы массивная и увесистая крона не отвалилась от ствола, но кому бы это пришло в голову?..) Самыми удачными получились две последние елочки — они были почти одинаково изящны, кокетливы и все время о чем-то шептались между собой, хихикая и томно закатывая глазки. Они весело крутились возле вечернего окна и хвастались своими украшениями, которые радужно переливались и рассыпались в отражении на тысячи цветных огоньков.

Завтра предстоял напряженный день: в доме хозяйки ожидалось много гостей, готовились угощения, полки и подоконники вычищались и заставлялись милыми безделушками. Четырем елочкам из папье-маше выпала ответственная миссия — им предстояло украсить широкий подоконник северного окна. Правда, окно это было в глухом переходе на мансарду, куда гостей водить не планировали, но кто ж знает, вдруг дядюшка или молодые кузины захотят посмотреть на заснеженный сад с мансарды, а наши нарядные елочки окажутся при этом будто бы случайно, но весьма кстати!..

 

И вот наконец наступил долгожданный новогодний вечер. В доме вкусно пахло миндальным печеньем, по коридорам и лестницам бегали маленькие дети, играя в прятки, взрослые мужчины чинно сидели возле камина в гостиной и беседовали об очень умных вещах, а нарядные молодые и уже не очень молодые женщины гуляли и мило щебетали возле наряженной елки в большой столовой.

Тем временем (а мы ведь так и предполагали вначале!..) на мансардную лестницу, убегая от остальных, забрались трое детей — два мальчика лет пяти и девочка постарше. Они, запыхавшись, спрятались за плотной серой портьерой и даже задернули ее полностью, чтоб их никто не нашел. Девочка цыкнула на малышей, приставив палец к губам, и быстро забралась на широкий холодный подоконник. Мальчики тут же последовали за ней, и вот уже три ребенка уселись, прижавшись друг к дружке и затаив дыхание, в углу подоконника. Там, за задернутой портьерой, было темно, за окном светила круглая желтая луна и тихо падал пушистый снег… Девочка заворожено смотрела на танцующие снежные хлопья и большую луну, на заснеженные деревья под окном, и вдруг взгляд ее упал на четыре удивительные создания в другом конце подоконника за этой же портьерой, — там стояли елочки, совсем не похожие на те, которые она когда-либо видела!..

Девочка глядела на них и боялась шевельнуться, чтоб не выдать их троицу — они ведь играли в прятки! А елочки стояли, замерев в ожидании, когда же эти маленькие люди наконец заметят их. Старшая изо всех сил вытягивала свою верхушку, чтоб стать самой заметной, толстушка жалела, что ее поставили в дальний угол и оттуда ее совсем нельзя увидеть, а у нее такой красивый ствол, и только две младшие стояли во всей красе, удачно расположившись впереди всех. Их украшения в занавешенной темноте едва заметно мерцали приглушенными огоньками, но это как раз и придавало им особой таинственности и волшебного очарования. Девочка не удержалась и поползла к ним на четвереньках по подоконнику. Схватив двух подружек, она принялась их вертеть и разглядывать, потом поставила одну обратно и, свесив ножки и забыв напрочь об игре, села любоваться второй, которая была все-таки чуть-чуть красивее, стройнее и таинственнее...

 

К тому времени, когда в доме стали доноситься громкие приглашения к столу, малыши почти уже уснули в зашторенной тишине подоконника. За окном так же тихо падал снег, их уже искали по дому родители, чтоб подарить им новогодние подарки и посадить за детский стол с угощениями. Девочка прижала к груди свою ценную находку, и горя желанием выпросить ее себе в подарок на Новый год помчалась к хозяйке дома и ее взрослым дочкам. Сонные мальчики не спеша последовали за ней в столовую.

Как и следовало ожидать, хозяйка радушно подарила нарядную картонную елочку девочке, вдобавок вручив ей небольшой мешочек с припасенными сладостями и мандаринками. Новогодняя ночь прошла очень весело, и вскоре гости разошлись по своим гостевым комнатам. Наша елочка была все это время в руках у девочки, которая не хотела расставаться с ней ни на минуту. Елочка была просто на седьмом небе от счастья — ведь для нее одной исполнилась самая заветная мечта всех самодельных и фабричных кукол, зайчиков и прочих сказочных персонажей: стать любимой игрушкой для какого-нибудь ребенка!.. Млея от восторга, она упоенно слушала все, что говорила ей новая маленькая хозяйка, которая вела с ней как бы беседу, задавая ей вопросы и тут же отвечая сама себе, как это делают все девочки.

Наутро и в течение всего дня гости неспешно разъезжались по домам, елочка была упакована в коробку с подарками и вместе с девочкой отправилась в свою новую и пока неведомую жизнь. А три оставшиеся елки из папье-маше так и стояли на подоконнике северного окна и даже не увидели, как от парадного подъезда отправилась повозка, которая навсегда увозила их уже бывшую и такую необыкновенно везучую подружку. Они простояли там, забытые всеми, еще пару недель, пока хозяйка дома не убрала все новогодние украшения по многочисленным ящикам и коробкам, которые обычно хранились на чердаке до следующего Нового года. Участь содержимого этих коробок всегда была непредсказуема: часть украшений отмывалась и снова занимала свои места в доме и на большой елке, часть из-за потери лоска шла на переделку, а остальные за ненадобностью и вовсе отправлялись куда-то за пределы дома. В тесной коробке были убраны на чердак и три картонные елки, и их слегка, но так неловко примяли сверху два увесистых стеклянных шара.

О том, как сложилась судьба нашей везучей елочки в новом доме история умалчивает, но доподлинно известно, что та девочка выросла и стала известной мастерицей, чьи картины и поделки всегда были очень желанными в любом доме, где понимали в этом толк. И как знать — может быть, как раз та самая картонная елочка и заронила в сердце тогда еще маленькой девочки первое горячее желание творить волшебство своими руками и дарить его людям?

Как знать, как знать…