На главную

Игры со смертью

(и захотелось полистать архивы...)

 

Прежде всего хочу поблагодарить организаторов конкурса за возможность наблюдать, как по-разному из года в год формируются тематические предпочтения конкурсантов — потому что, какие бы миры ни создавали пишущие люди, исходный материал — наша реальность. И, судя по рассказам этого года, реальность напрягает нас изрядно — и вызывает думы невеселые.

Многие в этом году написали о смерти. Чаще всего — в контексте личном, даже когда речь идёт о катастрофах планетарного масштаба. Несколько рассказов — о потерях. Есть — о гибели души. Техника и технологии неинтересны — наверное потому, что реальный технический прогресс опережает фантазию.

Царствует антиутопия — за исключением трех-четырех рассказов. «Зубные человечки» Ивана Быкова — доброе сказочное повествование талантливого писателя, томик его прозы с удовольствием поставила бы на полку. Встретилось, кстати, в конкурсе несколько знакомых имен — и захотелось полистать архивы... Но Иван Быков пишет так, что и в архивы забираться не надо — запоминается.

Однако, на мой взгляд, самые сильные рассказы в конкурсе этого года — «Лида» (Павел Лец), «Универсальный выход» (Алексей Колганов), «Эволюция продолжается» (Галина Соловьева).

Все три вещи — без сантиментов, достаточно жесткие. Попробую передать свое понимание и аргументировать высокую оценку.

«Лида» — это диагноз, поставленный времени. То, что герой — найденыш, выросший в детском доме — скорее прием, сюжетное усиление признака отстраненности, чем психологическая характеристика. Нет ни матери, ни отца — ибо мать и отец просто не имеют значения. Главное — полагаться только на себя и идти к успеху. Никаких иллюзий. Человечество не жалко. Друзья и девушки — не более чем приложение к образу жизни идущего по «правильному» пути человека карьеры. Сюжет: не на пике даже, а на хорошем, «правильном», «крутом» начале подъема — облом. Полный провал судьбы — так, что не жалко себя принести в жертву... Стоп! Не в жертву себя принести — а наилучшим образом решить свои проблемы, выкрутиться, двух зайцев сразу убить: прекратить собственное жалкое и мучительное существование — и обеспечить выживание единственному существу, вызывающему теплые чувства: девочке Лиде. Однако если бы не Лида, мозг юриста не заработал бы на пределе, и не выиграл бы он блестящую шахматную партию со Смертью. Эгоистичный, холодный, расчетливый спаситель всего человечества... А Смерть-то какова! Фольклорный образ, только добрее, чем обычно в сказках, и чувство благодарности ей не чуждо. И инопланетяне выписаны мастерски.

Отстраненностью — почти нечеловеческой, муравьино-инопланетной — пронизан весь рассказ. Но на холодном четко выписанном фоне, на мой взгляд, хорошо определяемом современным словечком «прикол» — несколько горячих, ярких точек любви: к человеку, к жизни. Блестящая работа!

«Универсальный выход» передает тотальное чувство усталости человечества от самого себя. Характерная для современной цивилизации установка — не найдя иного выхода (или не умея его найти) — уничтожать чужое. Даже не веря, что выйдет что-нибудь путное, бомбить все непонятное и потенциально опасное — из страха, что если не начнешь первым, то начнут «иные» — и уничтожат тебя. И нет спасения в раю доисторическом — мир молодой, повзрослев, неизбежно дурнеет. Неужели все идет по кругу? С этим вопросом автор оставляет героев — и нас вместе с ними. Но чувства безнадежности не возникает. Очень интересно было читать.

Прочитав «Эволюция продолжается», тут же полезла в архив. Да, точно! Помню замечательный рассказ «Само совершенство». Автор продолжает исследовать альтернативные пути развития разума. Неужели мы — тупиковая ветвь? Жадные, злые, не владеющие собой, иногда испытывающие добрые чувства и импульсы, но не способные на планомерные долговременные усилия, чрезмерно эмоциональные, зависимые, похотливые... Фу! И вместе с тем — такие живые, такие... человеческие! Тема игровой зависимости — и продолжение вечной темы азарта, и нынешняя наша злободневная боль и печаль. Фантазия и смелость автора восхищают. При этом — очень изящно, со вкусом сделано.

Выделяется на общем фоне «Инцидент» Юлии Давыдовой. Это уже, увы, не совсем фантастика. Это — во многих местах планеты — реальность. Сигнал опасности. Здесь тоже отмечается характерная для большинства рассказов конкурса 2016 года черта: естественная нормальная человечность и желание помочь ближнему своему подаются как редкий проблеск света в темном царстве.

Есть несколько интересных рассказов с мощной иррациональной составляющей, среди них хочется выделить два — «Милый котик» Владимира Колпакова и «Сгинувший» Григория Ароновского (вот еще одно знакомое имя).

«Милый котик» — страшный рассказ, точнее, страшилка, превращенная в притчу. Интерпретировать — то есть переводить в область рационального — можно по-разному. Потеря самого дорогого. Главное действующее лицо — страх: мир изначально нехорош, недобр и тревожен, и яркого ребенка уводит нечто... Порожденное этим миром? Чуждое этому миру? Впущено ОНО в дом родителем неразумным: ОНО без приглашения не вошло бы. Есть о чем подумать.

«Сгинувший» — сильная, сильнодействующая вещь. Бесстрашный нырок в такие слои, которые человек как правило предпочитает не оглашать. Затягивает. Про этот сюжет язык не поворачивается сказать — «выстроен»: он — то есть сюжет — создан из другой, тягучей и вязкой материи.

Много неплохих рассказов, которые, возможно, другие читатели (в том числе члены жюри) найдут хорошими и даже прекрасными — просто, что называется, «не попало», не мой стиль, не мой ритм. А в одном случае — не тот юмор, который воспринимаю. Бывает.

Неисповедимы пути эволюции — и человечества, и авторского стиля. Но, думается мне, можно предположить с высокой степенью вероятности, что многие из конкурсантов найдут свой путь в большую литературу.

Спасибо — и удачи!

                       

Любитель почитать

Ольга Чубарова